Бабушка поэта Игоря Губермана, по его воспоминаниям, говорила: «Игорек, запомни: каждое твое слово — лишнее». Эти слова в эпоху инфошума приобретают все большую актуальность. Подтверждение тому — Clubhouse.

Закройте рот раньше, чем хочется

Как правило, спикеры говорят в поисках мысли, а нужно мыслить в поисках слова. Особенно это касается экстравертов: они говорят, думая. Сказали мысль одним способом, потом по-другому, и пока находили нужные слова, потеряли слушателя.

Вместо того, чтобы выдавать инфопули, вы занимаетесь размножением сущностей. Плодите слова, ходите вокруг да около, повторяете уже сказанные мысли по нескольку раз. Не стоит повторять одну и ту же мысль несколько раз.

Вот только что я это сделал. И наверняка вызвал у вас не очень приятное ощущение. Как же тренировать умение говорить кратко? Советую записывать себя на обычный диктофон, чтобы выкристаллизовать нужную мысль и озвучить ее в прямом эфире.

Начинайте остро

Часто спикеры начинают говорить с вводных фраз, которые растворяют начало выступления и притупляют внимание аудитории: «Здравствуйте, уважаемые дамы и господа. Для меня большая честь выступать сегодня, собралось так много людей, я благодарен своим партнерам...»

От этого нужно избавляться: все, что хочется сказать в первые 30 секунд, безжалостно выкидывайте — переходите сразу к делу. Захватите внимание аудитории, дайте ей дозу эндорфинов. Потом, когда контакт уже выстроен, можно представиться. По-английски это называется start sharp, что значит «начинай остро».

Суть любого доклада или выступления должна укладываться на одну страницу, без степлера. Это примерно две минуты быстрого чтения. Чтобы добиться таких результатов, я делю информацию на три уровня. Первый — то, что нужно сказать в любом случае. Второй — дополнения: озвучьте их, если будет время. Третий — детали, о которых вас могут спросить. На первом уровне должно быть в 10 раз меньше информации, чем на нижнем. Начинать вы должны с нее, без лишних предисловий.

Отвечайте на пять главных вопросов

Вы должны четко понимать, о чем пойдет речь. В идеальной ситуации ваше выступление дает ясный ответ на следующие пять вопросов:

  • Зачем? Зачем слушать то, о чем вы говорите. Какую проблему вы решаете? В чем ценность идей, мыслей и предложений, которые вносите?
  • Что? Что именно предлагаете для решения проблемы? Какие еще существуют пути решения? Чем ваш вариант лучше?
  • Кто? Почему имеет смысл слушать именно вас? Какой экспертизой вы обладаете?
  • Где? В какой сфере актуальны ваши мысли? Кого они касаются? Где это применимо?
  • Как? Как именно должны поступать ваши слушатели после выступления?

Чем лучше в структуре выступления прослеживаются ответы на эти вопросы, тем эффективнее оно будет.

Говорите о собеседнике

Никому неинтересно, что там у вас, все думают только о себе, поэтому рассказывайте, что вы можете дать. Представим презентацию минеральных удобрений. Менеджер встречается с владельцами фермерских хозяйств, которые считают прибыль с гектара, и сообщает, что применение удобрений N снижает содержание белка в ячмене до 11,5%. Отклика нет: аудитория не понимает свою выгоду.

Тут подключается другой менеджер и говорит: «Господа, разрешите пояснить: такое снижение белка в ячмене делает его пригодным для производства пива, что увеличивает доходность с гектара в 2,2 раза». Вот теперь отклик есть. У слушателей появляется интерес. Так что строить мостик между тем, что нужно вам и что требуется слушателям, необходимо постоянно.

Создайте вау-эффект

Сейчас аудитория все чаще хочет не столько того, чтобы ее учили, сколько того, чтобы ее развлекали в процессе обучения. Советую вдохновляться выступлениями шоуменов и комиков: они поддерживают контакт с зрителями через интерактив и шоу. Хотите донести что-то серьезное? Сначала дайте что-то неожиданное и яркое.

Используйте темп речи, пластику, движение, провокационное поведение. Создавайте интригу, театр, контрасты. Например, такое вступление может вовлечь слушателей: «Есть три типа людей. Одни мыслят как бедняки, занижают цели или вовсе плывут по течению. Вторые реалисты, приземленные. Третьи — берут цели реалистов и умножают на 10. Каким мышлением руководствуетесь вы?»

Работайте как телеведущий

Когда вы рассказываете о чем-то онлайн, зрители в любой момент могут отвлечься, поэтому нужно научиться держать их внимание. Телеведущие решают эту задачу с 1950-х. Пусть технологии шагнули вперед, но принципы работы с аудиторией не изменились.

Вспомним интервью Ларри Кинга с Путиным. Вопрос «Что случилось с подводной лодкой?» прозвучал как гром среди ясного неба во время приятной задушевной беседы. Если вы приглашаете гостя в эфир, убедитесь, что он не готов к контрастному душу. Уловили частицу не? Он должен быть не готов.

Эфир живет провокациями. Эфир живет срывами, заминками, нестыковками. И если у вас такого нет, скорее всего, все пройдет плоско и ожидаемо. Продумайте драматургию онлайн-события, определите, кто будет героем, кто — антигероем, а кто — роялем в кустах.

Шум раздражает, утомляет, вызывает желание бежать. Перестаньте шуметь в своих выступлениях, начните говорить ярко, красиво, по делу — так, чтобы услышали, запомнили и попросили добавки.



Источник