Cценаристы британского сериала «Черное зеркало», посвященного побочным эффектам цифровых технологий, умеют задавать неудобные вопросы. После каждой серии испытываешь восхищение, смешанное с чувством неловкости — очень неуютно представлять себя на месте героя, попавшего в ситуацию, где хороших решений, кажется, просто нет. Антиутопия из первой серии нового сезона (Nose Dive), пугающе близка к реальности современных соцсетей, где люди изо всех сил стараются изображать идеальную версию самих себя.
Героиня Лейси (социальный капитал 4,2 — твердый середнячок) тренирует перед зеркалом заливистый смех — чтобы естественнее изображать радость при встрече со знакомыми. Мило улыбается баристе, давясь черствым печеньем и глотая невкусный кофе. В мире недалекого будущего нравиться всем — не роскошь, а способ выживания: приятный имидж конвертируется в разные блага (например, серьезные скидки при съеме квартиры), а люди с низким рейтингом подвергаются остракизму, не могут получить престижную работу и живут на отшибе общества. Все постоянно оценивают друг друга с помощью мобильного приложения, так что свое поведение нужно тщательно контролировать. А тут еще Лейси получает шанс пробиться в высшее общество, получив приглашение на свадьбу идеальной блондинки Наоми, своей школьной подруги. Это шанс века, но, разумеется, в процессе все начинает идти не так.
Кажется, до таких крайностей мы точно не докатимся — но в Китае уже сейчас внедряют пилотную систему «социального кредита», где при оценке, в числе прочего, собираются учитывать такие параметры, как «сыновняя почтительность» и «взаимодействие с другими пользователями в Интернете». Неблагонадежное досье может серьезно затруднить получение кредита, поиск работы и выезд за рубеж. Так что самое время задуматься о том, где все-таки должна проходить граница между личной свободой и комфортным сосуществованием в обществе. C одной стороны, если с помощью Big Data можно отслеживать и позитивно подкреплять добропорядочное поведение (что бы это ни значило), велико искушение этим воспользоваться. С другой — это сильно смахивает на дрессировку, и очевидно, что такая система начнет подавлять естественные человеческие порывы и плодить огромное количество лицемеров.
Впрочем, пользователи Фейсбука и Инстаграма и сами готовы на большие жертвы, чтобы привлечь к себе как можно больше «лайков» — история соцсетей знает и самоубийственные селфи, и изнурительные многочасовые поиски особенно удачных ракурсов. За ослепительными улыбками кроется глубокая неудовлетворенность собой — и не случайно в сериале мы видим Лейси счастливой, лишь когда она разрешает себе наконец поматериться всласть. Можно спорить о том, что позиция «принимайте меня таким, какой я есть» — это оправдание для неудачников, неспособных работать над собой, но невозможно строить представление о себе лишь на внешнем одобрении. «Nose Dive» — это болезненная пародия на наше нарциссическое общество, где ситуация выкручена до абсурда, но сама проблема вполне узнаваема. И заставляет задуматься о том, какую оценку ты сам хочешь получить.
Мнения экспертов:
Анна Журба, руководитель центра психологического консультирования
«Быть крайне осторожными с особыми темами, которые считаются в обществе табуированными: вредные привычки, пороки, страсти, измены и беспорядочные связи. Какими бы широкими ни были ваши взгляды, не стоит провоцировать общественное мнение. Ваша недальновидность будет сообщать общественности о тех моментах, в которых вы можете быть особенно уязвимы: адрес вашего дома или квартиры, периоды вашего отсутствия, наличие у вас больших материальных ценностей и мест их потенциального хранения, информация о ваших близких и так далее. Перед тем, как совершить в соцсетях очередной coming out, подумайте, как это может быть использовано против вас».
Дмитрий Шандра, совладелец Sео-Rепутация
«Публичные люди сегодня нанимают пиарщиков или тех, кто занимается управлением репутацией в Интернете. Эти специалисты формируют информационное поле бренда, персоны, услуги или товара.
Астротурфинг — манипуляция общественным мнением: вырванные из контекста фото, видео, текстовой контент. Одним словом материал, который могут использовать для начала информационной войны против вас. С помощью этого метода можно создать армию ботов и скомпрометировать любого человека, существенно навредив его репутации. Или наоборот, показать всеобщее признание, любовь поклонников, уважение избирателей, полчища фанатов с десятками, а то и сотнями тысяч лайков, репостов, комментариев.
В наше время очень важно не затрагивать темы, реакция на которые непредсказуема — это политика и скандалы. И никогда не ввязывайтесь в перепалку с интернетными «троллями» (троллинг — это форма социальной провокации или издевательства в сетевом общении)».
Андрей Ващенко, начальник управления перспективного планирования и развития в дочерней компании ПАО «Газпром»
«К счастью, в реальной жизни публичные люди не так зависят от общественного мнения в соцсетях: лайки приятны, но пользы от них очень мало. Например, у одного известного спикера — 13 тыс. просмотров в час, и сотни лайков в LinkedIn. Но число клиентов не возрастает. Я же стараюсь не реагировать на колебания настроений в сети. Веду себя по возможности открыто. Стараюсь сразу признавать ошибки или глупости. Иногда приходится даже удалять публикации».
Журнал "HUBSpeakers magazine" №1 (1) февраль 2017, страница 84