Константин Холстинин - автор книги «ГУДВИЛЛ. С чего начать планирование карьеры», владелец маркетингового агентства Business Engineering Services.
Константин, расскажи, пожалуйста, когда ты впервые выступил перед аудиторией?
Первый раз я прочитал лекцию в 2010, когда я пошел учиться в Британскую высшую школу, где понял, что большинство сокурсников планируют открыть свое дело после обучения. Но в учебной программе было все, что угодно, кроме информации о том, как вести собственный бизнес. А у меня к тому времени был 12-летний опыт предпринимательства. Я знал "Как делать бизнес" и "Как делать дизайн". Тогда я обратился к администрации института и предложил провести для своих однокурсников два мастер-класса на эти темы. Они согласились. Так впервые состоялось мое публичное выступление. После проведения мастер-классов я осознал, что с удовольствием делюсь своими знаниями и что мне легко удается удержать внимание аудитории. Затем меня пригласили поделиться опытом в Институт маркетинга и рекламы. Там я провел семинар, где снова увидел живой интерес аудитории. После окончания Британской высшей школы меня пригласили вести курс edutainment (обучение и развлечение) в рекламное агентство. После этого было много различных выступлений, мастер-классов, креативных сессий.
Что самое главное в успешном выступлении?
Быть в теме. Держать свою волну и не сбиваться в сторону. Чувствовать, что ты управляешь аудиторией.
Что делать, если все пошло не так во время выступления?
Любить. Включить любовь и направить ее в зал, быть искренним.
Как ты получаешь обратную связь от слушателей?
Во-первых, смотрю на лица людей. В зале бывают критически настроенные слушатели и я, обращаясь к ним, начинаю включать их в диалог. Во-вторых, внимательно просматриваю отзывы, собранные организаторами конференций.
Как ты считаешь, зачем нужен продюсер спикеру и нужен ли?
Продюсер - это важный человек. Для спикера неэффективно самостоятельно продавать свои выступления. Продюсер знает рынок и добавляет свой goodwill, а также решает много технических проблем. Он строит траекторию спикера, имеет видение куда и по каким темам двигаться.
Какой тренд ты можешь отметить в сфере публичных выступлений?
Я думаю, что тренд «образование + развлечение» будет развиваться. Формат, когда ты можешь донести полезные знания, будучи немного актером на сцене. Взрослому человеку тяжело видеть спикера в образе учителя младших классов. Здесь важны переживания, важны образы – так быстрее доходит до сердца человека. И это несмотря на то, что у меня в курсе есть несколько вещей похожих на высшую математику. Например, собственная формула бизнеса и формула принятия решения. С их помощью я могу описать как человек продает и что влияет на его продажи. Могу с уверенностью сказать, что даже формулы можно подавать образно, живо и доходчиво, если информация «завернута» в некое драматичное повествование, с примерами и действующими героями.
Чего не хватает российским спикерам?
Не хватает российским спикерам театра, как у господина Гандапаса: он умеет завести драму и фабулу. Умения так подать информацию, что ты не знаешь, куда сейчас заведет спикер. Мало выступлений, где есть сюжет, есть поворот, а то, о чем скажет спикер в следующее мгновение – загадка. Например, выступление в стиле TED строится как театральный сюжет, как повесть. В ней есть интрига, завязка, развязка, финал и четко выделенная главная мысль, которую спикер вел в течение 20 минут. Именно поэтому становится интересно слушать. Сторителлинг в самом лучшем смысле этого слова.
Что посоветуешь начинающим спикерам?
Залог успеха в любом деле - это тренировка. Поэтому рекомендую оттачивать навык выступления, выступать как можно чаще, делать это в совершенно различных форматах и для различных аудиторий.