- Андрей, ваша публичность и ваш нестандартный имидж – это вынужденные элементы достижения хорошего результата в бизнесе или это естественное ваше состояние?
- Это мое состояние! Я живу в интернет-пространстве с момента появления интернета. Как только появлялись «Одноклассники», Инстаграм, Фейсбук - я сразу появлялся в них. Иногда мне говорят: вот, а зачем вам публичность? Еще в 1980 году, когда работал художником по мебели, уж тогда обо мне выходили статьи в «Московских Новостях» на 20 языках мира, в «Комсомолке» и в МК, я уже тогда был публичным человеком. Потом работал в четырех министерствах, не говоря уже о том, что я - артист с 20-летним стажем. Неоднократно выступал перед аудиторией до 40 тысяч человек в разных городах.
Несколько лет назад я обратил внимание, что огромное количество мошенников, которые не занимаются сами бизнесом, читают лекции за огромные деньги. А подавляющее большинство людей, которые ходят на эти лекции и мастер-классы, не добиваются обещанного результата.
Тогда я, в противовес им, стал бизнес-волонтером. Стал ещё более публичным человеком. И несколько лет бесплатно читаю бизнес-лекции. Больше 100 тысяч человек, начинающих предпринимателей через меня прошли вживую.
- Редактор бизнес издания РБК сравнил вас с Дональдом Трампом. Скорее всего, он имел в виду Трампа как владельца недвижимости. Но у американского президента есть сходство с вами в отдельных элементах публичности. Как вы оцениваете его имидж?
- Какая-то логика есть в том, что и как делает Дональд Трамп. Он несомненно харизматичный, человек, который не боится быть ведущим на ток-шоу. Заметьте, такое поведение нестандартно и для Америки. Но ещё до президентства, благодаря своему публичному имиджу он продавал свою недвижимость по ценам в 1,5 раза выше в Трамптауэре, чем стоит аналогичная недвижимость на рынке. И продает её значительно быстрее благодаря известности своего имени. Когда он заявлял, что открывает казино, к нему выстраивалась очередь из инвесторов.
Трамп один из немногих, кто такой имидж себе целенаправленно годами создавал. С мощной командой пиарщиков и имиджмейкеров. В отличие от Дональда, у меня нет специальной модели для интернета и ток-шоу. Я точно такой же в обычной жизни.
- А наши бизнесмены?
- В России практически все крупные бизнесмены крайне непубличны. Я неоднократно приглашал многих из них на интервью. Подавляющее большинство категорически отказывается. Или, к примеру, взять публичные выступления бизнесменов. Только что стоял с человеком нормально разговаривал перед его выступлением. Выходит он на сцену – и всё. Совершенно другой человек, вещающий языком чиновников: «Товарищи, я хочу вам сказать, что норма себестоимости не равна норме рентабельности…»
К примеру, Игорь Рыбаков во время своих публичных выступлений видно, что скован. Смотришь на комментарии к его выступлениям, а там «смешно, смешно, смешно»… Ну чего пыжиться? Будь самим собой! В интернете надо быть свободным, раскованным человеком. Кстати, было бы интересно с ним сойтись на баттле. С его взглядами на бизнес, с тем, что он говорит, я не согласен. Если меня пригласят, то мы с ним поспорим.
- Были случаи, когда публичный имидж чем-то Вам помогал или явно мешал?
- Нередко у меня возникали смешные ситуации. Обычно на встречах я дарю пакетики со своими книгами стихов и дисками песен. Была встреча с крупным чиновником, ну и такой пакетик он также получил. Потом он мне звонит: «мне сын говорит – папа, а что ж ты не сфотографировался с Ковалёвым – это же лидер группы «Пилигрим», крутейший чувак…».
- В покупке одежды Вы обращаете внимания на бренды?
- Я человек, который большую часть жизни проходил в костюмах и галстуках. Когда работал в четырёх министерствах, депутатом работал. Меня это просто достало. И я перешел на свободный стиль. У меня любимый свитер за 3 копейки…
Как-то поехал в ЦУМ обновить гардероб. Там костюмчики по 400 тысяч рублей, кофточки по 250 тысяч рублей, а моего размера нет. Мне охрана говорит – давайте, заедем в магазин, в котором мы костюмы покупаем. Заехали, сразу двенадцать продавщиц стали бегать вокруг, вот это работают люди, молодцы! Ну и накупил около десятка костюмов по пять и шесть тысяч рублей. А какие там бирки на костюмах - мне абсолютно все равно…
Людям из моего круга общения по барабану, в каком виде я с ним общаюсь. Когда человек приехал на роллс-ройсе и у него джип охраны с автоматами – как не одевайся, уже понимают, что человек серьёзный.
- Как появилась ваша борода?
- Случайно. Мне было 60 лет, и я уехал с сыном в Сочи. Бриться было неохота. И за месяц борода отросла, а сейчас стала каким-то имиджевым элементом. Есть татуировки, буду делать ещё. Недавно смотрел сериал «Викинги» и там такой Рагна́р Лодбро́к. Думаю, может быть, бороду сбрить под его стиль… Хотя в ближайший месяц из-за мер безопасности стрижка будет затруднительна.
- Если ваш сотрудник появится в нестандартном имидже, как будете реагировать?
- Я исхожу из того, что человек вам может не нравиться. Но если он приносит пользу компании, то надо перешагнуть через личную неприязнь и пусть работает на благо компании. Поэтому мои сотрудники одеваются как хотят. Вот наш генеральный директор, который работал заместителем префекта, всегда ходит в костюме и галстуке. Он так привык и по-другому не может. И пусть ходит. Мне абсолютно всё равно.
- На встречу с Мишустиным пойдёте в пиджаке или в футболке Бэтмана?
- Естественно, в строгом костюме. Точно так же я хожу на встречи с председателями правления банков.
Автор: Олег Мисюк