1. История о каждом

Аудиторию волнует глобальная повестка. Экономист, автор книг и политик Ирина Хакамада в своём выступлении использовала это обстоятельство, хотя её тема была скорее о внутренней работе — над эмоциями.


Что берём на вооружение:

  • Использование глобального контекста: «Нас одолевает огромное количество эмоций ежедневно. Особенно в это время – непредсказуемое, турбулентное, когда в мире и в России происходят события, которые никто не может предсказать». Ирина ставит вопрос: что делать с эмоциями, вписывая это в мировую повестку.
  • редкие примеры: Ирина рассказывает, как выпускают эмоции наружу в Японии, и развеивает миф о хладнокровности самураев;
  • хлёсткие, яркие образы: «Эмоциями управлять невозможно. Управлять надо тем, что после эмоций появляется. Это работа ленивого мозга, который лежит на диване и с удовольствием смотрит кино, где расписаны ваши чувства, а потом лениво скидывает вам модель поведения. Надо вышвырнуть его с дивана и сказать себе: «Ну-ка, давай все переделывать!» Почему? Потому что моё сознание мощнее. Я могу работать круче с этими установками, которые предлагает мне мозг».

2. Опыт и экспертиза

Опыт позволяет увереннее держаться на сцене. Если вы только пробуете себя в качестве выступающего, придерживайтесь чёткого плана и рассказывайте о том, в чём вы отлично разбираетесь. Так сделал преподаватель РАНХиГС Алексей Чадаев.


Что берём на вооружение:

  • Начните с «боли» аудитории: «Я думаю, каждый, кто работает и получает зарплату, хоть раз в жизни задавался вопросом: "А смогу ли я когда-нибудь перестать работать на дядю, создать бизнес, стать миллионером?". Мечтают почти все. Пробуют очень многие. Получается у единиц»;
  • практический опыт и факты: Алексей перечисляет проблемы, с которыми сталкиваются начинающие бизнесмены, и рассказывает о том, какие стратегии не работают;
  • мотивирующая нота: «В следующий раз, когда кто-нибудь из вас задумается о своем деле, попробуйте примерить на себя роль предпринимателя. Примерить на себя это отношение к жизни, к вещам, к повседневности. И если получается так жить, скорее всего, бизнес у вас получится»;
  • закольцованная структура выступления: «Ответ на вопрос, который я задал в начале: "Можно ли научить предпринимательству?" звучит так: "Да, можно... самого себя!"»;
  • акцент на финале: делаем паузу. В финальной части спикер не только сформулировал основную мысль выступления, но и сделал акцент на важных его частях с помощью интонационной паузы перед последней фразой. Если вы хотите, чтобы и ваша последняя фраза в речи хорошо запомнилась, можно поставить перед ней небольшую, но заметную паузу.

3. Вдохновение

Объединяйте в выступлении личный опыт и рекомендации — они могут мотивировать слушателя. «Почему поиски себя становятся квестом? Этот вопрос давно не даёт мне спать спокойно. Особенно с тех пор, как семь лет назад мы, семья менеджеров, прилично за 30, решили с нуля состояться в новых карьерах», – так начала свою речь карьерный консультант Елена Резанова.


Что берём на вооружение:

  • рассказ о собственном опыте для разогрева аудитории. Такой подход позволяет проникнуться к спикеру доверием и интересом;
  • примеры из жизни: Елена перечислила профессии, которые можно изучить во взрослом возрасте и привела примеры и доказательства того, что люди сильно переоценивают планирование;
  • структура выступления: основная часть выступления поделена на 5 пунктов. Информация легко воспринимается, видна живая реакция аудитории;
  • метафора и побуждение к действию: «Несмотря на то, что нет плана, нет денег, нет понимания, куда вам идти, нет долгосрочной или краткосрочной цели, несмотря на все это, снимайте жизнь с паузы. Пульт в ваших руках».

4. О значимом — через личную историю

Пример выступления, которое связало личную историю, историю компании и местного сообщества. Предприниматель Гузель Санжапова так начала свою речь: «Ровно 31 год назад мой папа впервые попал в деревню Малый Турыш. У них с мамой была свадьба, и они не придумали ничего лучше, как во второй день свадьбы поехать собирать грибы».


Что берём на вооружение:

  • переход от частного к социально-значимому: постепенно тема выступления стала расширяться до проблем населения в деревне и способах их решения. Гузель поделилась историей создания компании. «В борьбе с этой безнадёжностью я придумала новый продукт. Я предложила бабушкам собирать ягоды для нашего меда: тогда первые 4 бабушки собирали землянику. В этом году это было 230 человек. Благодаря тысячам неравнодушных людей мы построили производство…».
  • Концовка: завершение истории, рассказанной в начале выступления. У Гузель он была такой: «Вчера на годовщину свадьбы мой папа подарил маме 31 сосну. Он их посадил на той самой земле в 20 га, где они когда-то собирали грибы. Через 20-30 лет под этими соснами будут собирать грибы их правнуки»;
  • Призыв к действию: «Мы часто строим планы, говорим, что надо изменить мир. Но мир меняется с маленького круга. Если я люблю, забочусь о ближнем человеке, то начинаю действовать. И мне все равно, есть ли у меня ресурсы, деньги, есть ли у меня связи в конце концов. И среда начинает меняться. Меняется дом, семья, деревня, страна. Посмотрите вокруг – на своих детей, родителей, соседей. Просто скажите: «Да!».

Техники, которые используют успешные российские спикеры и начинающие выступающие, повторяются. Я уверен, что практически любой человек может произнести хорошую речь. Для этого ему нужно погрузиться в тему, подобрать редкие факты, добавить короткие и показательные рассказы, вдохновляющие примеры и призывы к действию. Ну и, конечно, необходимо учиться навыку публичных коммуникаций — этого никто не отменял.



Фото: depositphotos.com

Источник