Корпоративные мероприятия еще лет десять назад воспринимались как развлечение для сотрудников. Сейчас ситуация кардинально изменилась. По большей части они позиционируются как образовательные, хотя их предназначение гораздо глубже. Они направлены не только на обучение, расширение кругозора, повышение мотивации, но и на личностное развитие человека.
Проходить они могут в разных форматах: от стандартных лекций до бизнес-симуляций. Какие из них сейчас наиболее популярны, каких спикеров и с какими темами хотят услышать, рассказала Елена Гришнева, основатель и руководитель бюро спикеров Hubspeakers, эксперт по развитию карьеры спикеров, продюсер спикеров, бизнес-тренер. В базе Елены, работающей на рынке этих услуг более десяти лет, около тысячи спикеров из разных сфер деятельности. Она знает, какие задачи компании приглашенные эксперты помогут решить и чем удивить коллектив, который видел уже все.
В базе Елены Гришневой около тысячи спикеров из разных сфер деятельности
Чем удивить: митапы, печа-куча и зум-кофе
Самым распространенным корпоративным мероприятием являются цикловые совещания. Они проводятся раз в год и длятся 1-2 дня. Прежде всего руководство компании подводит итоги года. Затем, как правило, приглашают бизнес-модератора провести стратегическую сессию. И уже после этого — мотивационного спикера, который зарядит сотрудников на высокие достижения.
Менее формально проходит тимбилдинг: это может быть как тренинг, так и выезд на природу. Главная задача — научить коллег работать вместе и доверять друг другу, дать каждому возможность проявить личные качества, выявить возможные противоречия и повысить эффективность команды. В 2024 году все больше приходит запросов на «командное лидерство».
Сейчас очень популярен и паблик-ток, дословно переводится как «разговор на публике». Ведущий «раскрывает» гостя захватывающими вопросами. Чаще всего в роли гостя выступает известная личность. Участники слушают, а позже могут присоединиться, спросив о том, что интересно им.
Недавно появился новый формат — зум-кофе, когда выступление проходит в онлайне: участникам предлагают пообщаться в непринужденной форме за чашкой любимого напитка. Получается расслабленная беседа, собеседники чувствуют себя непринужденно и раскрываются коллегам с тех сторон, о которых те раньше и не знали.
Приятно вместе попить кофе в зуме. Но еще лучше встретиться в живую на митап. Слово переводится с английского как “давай встретимся”. Это неформальные встречи, позволяющие пообщаться не о работе, а о личном, пошутить, узнать, как жизнь, как дела. Но это не просто развлечение: благодаря им можно наладить коммуникации и укрепить связи, чтобы в дальнейшем было легче строить взаимоотношения при решении рабочих задач.
Вызывает у компаний интерес и формат Fuckup Nights, зародившийся в Мексике. Участники рассказывают про свои провалы, делятся реальными историями неудач. Это движение активно развивается, потому что люди уже устали от “успешного успеха”. И они хотят узнать о кризисах, который преодолел тот или иной предприниматель, о том, как он из них выбрался и чего после этого достиг.
Еще один необычный формат, который зародился в Японии, это печа-куча (с японского переводится как болтовня). Человеку дается 6 минут и 20 слайдов, на описание каждого у него есть 20 секунд. Это очень крутой формат, потому что за короткое время ты должен высказаться по существу. Эта методика учит говорить кратко, емко и по делу, так, чтобы четко донести мысль до собеседников.
Самым распространенным корпоративным мероприятием являются цикловые совещания
Кем удивить: спортсмены, люди науки, спикеры по развитию навыков
Удивить коллектив можно не только выбором необычного формата, но и тем, кто приглашен в качестве спикера. В последнее время популярны спортсмены — гонщики, альпинисты, хоккеисты, олимпийские чемпионы по плаванию и фигурному катанию. Они рассказывают о преодолении кризисов, преград, дисциплине, о том, что им помогло добиться успеха. Особенный интерес вызывают герои, которые после завершения спортивной карьеры нашли занятие по душе. Например, Илья Авербух, который ставит ледовые шоу, Мария Киселева — шоу по плаванию, Владислав Третьяк, ставший общественным деятелем, депутатом и организовавший благотворительный хоккейный фонд. Паралимпиец Ярослав Святославский строит карьеру в бизнесе параллельно со спортивным достижениям, он поражает аудиторию своей жизнестойкостью. Спортсменов приглашают, чтобы мотивировать сотрудников и показать жизнь успешных людей под другим углом зрения.
Еще одна важная категория спикеров — люди науки. Сегодня хочется услышать спикеров, чье мнение основано на фактах, доказательствах и исследованиях. Им доверяют. Большое количество запросов касается темы мозга: как развивать мышление, как научиться быстро принимать решения, как мозг реагирует на разную еду. Как ставить для себя цели, чтобы мозг не саботировал их, развить фокус и концентрацию.
Одним из самых востребованных направлений для корпоративных запросов считается self-менеджмент: осознанное управление всеми сферами жизни. К hard skills (твердые навыки — как пример, знание компьютерных программ), soft skills (мягкие навыки — умение общаться) добавился self skills (навыки саморазвития — понимание своих желаний, эмоций, целей, потребностей). Популярны спикеры, говорящие про развитие мета-навыков: осознанность, лидерство, интуицию, любовь, принятие, нестандартность мышления с точки зрения открытости миру, новым идеям.
Огромный тренд и на тренеров по публичным выступлениям. Если у вас в компании не было тренера, который учит красиво говорить, то значит, вы выпали из рынка.
В этом году очень много запросов от международных компаний, отделяющих российский офис от головного — европейского или американского. Они приглашают спикеров, которые способны расширить кругозор, рассказывают о том, что происходит в мире, куда мы движемся. О том, что надо быть инициативными и брать на себя ответственность, быть креативными, создавать и воплощать новые идеи.
Раньше было много запросов на иностранных спикеров — гарвардского профессора, известного на весь мир шеф-повара, бывшего президента. Барак Обама, например, обходится в 500 тысяч долларов. Рэнди Цукерберг (сестра Марка Цукерберга, директор по маркетингу его компании) можно было пригласить за 100 тысяч долларов. Больше таких запросов практически нет. Все чаще спрашивают спикеров из Сингапура, Малайзии, Китая — сейчас акцент на работу с этой страной, но там очень мало хороших ораторов.
Спрос на спикеров в России в 2019 и в 2024 году (доля в процентах)
Рынок спикерства в России в последние годы развивается очень активно. Чем удивить, как и кем — так вопрос уже не стоит. Главное — какие задачи преследует компания, и уже под этот запрос мы подбираем варианты.