Что такое «гибкие навыки» и почему они важны
Soft skills не связаны с компетенцией, но помогают выстраивать хорошие отношения с коллегами, подчиненными и заказчиками. К ним относится и тайм-менеджмент, и эмоциональный интеллект, и умение вести переговоры и убеждать. То есть это все то, что связано с общением и личной продуктивностью.
Когда специалиста оценивают по «хардам», то проводят различные тестирования, позволяющие увидеть уровень его знаний и умений. Например, для проверки владения языками программирования, IT-специалисту дают задание написать код. Для оценки «софтов» смотрят, как он умеет общаться и ладить с людьми, потому что ему придется работать в команде с тестировщиком, другими программистами, руководителем. Для этого важно уметь проявлять эмпатию, эмоциональный интеллект, навыки выстраивания долгосрочных отношений.
Именно по «софтам» сейчас чаще всего увольняют. Это происходит потому, что топ-менеджеры обращают внимание не только на то, что сотрудник умеет, но и на то, как проявляет себя в общении. Если человек плохо идет на контакт, неуступчив, нарушает сроки, ставя в невыгодное положение тех, кто работает с ним в одной связке, это может демотивировать других работников. Руководитель понимает, что все зависят друг от друга и если хотя бы один участник команды проявляет себя как ненадежный человек, не проявляет инициативу, не обсуждает с коллегами возникшие вопросы, то страдают все остальные. Поэтому даже обладающего серьезной экспертизой могут легко уволить.
Раньше к нам в бюро спикеров обращались в основном клиенты, которых интересовало исключительно обучение по твердым навыкам сотрудников. Была потребность в обучении работников каким-то программам: например, Adobe Photoshop, AutoCAD, Excel, Power point. Однако за последние три года ситуация кардинально изменилась: спрос на обучение, связанное с развитием soft skills, вырос в три раза.
Сейчас в приоритете обучение сотрудников постановке целей, самомотивации, успешному проведению переговоров, командному лидерству, разрешению конфликтов.
Конфликт конфликту рознь
Одним из важных soft skills является умение управлять конфликтом. Он может произойти из-за материальных ресурсов — например, денег или должности, а также из-за решений, касающихся реализации проекта. Однако надо учитывать, что конфликты бывают и конструктивные, то есть те, в ходе которых приходят к важному решению, улучшающему рабочий процесс. Это совсем не значит, что следует быть гибким и во всем уступать. Нет! Надо уметь стоять на своем мнении, но важно его обосновывать, при этом эмоционально никого не задев, чтобы другие члены команды услышали и приняли его.
Будут ли конфликты полезными или разрушительными, зависит от навыков руководителя, от того, умеет ли он ими управлять. Если этого не делать, конфликты способны негативно повлиять на работников и развитие компании. Важно учить персонал не избегать конфликта, а разговаривать друг с другом так, чтобы разрешить его.
Кто учит управлять конфликтом
Развить soft skills можно. Для этого проводятся деловые или бизнес-игры в корпоративном формате. Они позволяют посмотреть, как кто реагирует на изменения и управляет своими эмоциями. Второй способ — приглашение в компанию внешнего эксперта, который обучает конкретным навыкам общения. Причем сегодня это могут быть курсы в подходящем всем «наггетс-формате»: увидел — понял — применил. В рамках некоторых из них есть специальные программы. Например, месячные марафоны с заданием на каждый день. Это может быть ежедневный просмотр небольшого видео с последующим решением задачи. Это и есть «наггетсы» в обучении.
Обучение soft skills становится трендом. Его значимость ежегодно будет расти: по прогнозам Deloitte Access Economics, к 2030 г. две трети должностей будут так или иначе ориентированы на них. Конечно, «харды» не потеряют актуальности, но для выполнения задач любой сложности они должны дополняться софтами. Именно благодаря хорошо развитым социальным навыкам работники легко адаптируются к переменам и быстро осваивают новые технологии.